На последнем турнире, в котором я участвовал наблюдал такую картину: тренера и более опытные товарищи советом и примером пытались исправить ошибки в технике своих подопечных и друзей. Мысленно сказал им спасибо и вот почему:
... Довольно часто приходится наблюдать, как тренер в перерыве пытается внести коррективы в технику игры своих подопечных — то обращает внимание на плохую работу ног, то пытается поправить технику исполнения отдельных элементов какого-либо удара. Можно закрыть на это глаза, если бы такие случаи носили характер исключения из правил, но в том-то и дело, что это стало широко распространенной болезнью. Я не оговорился, именно болезнью, так как такой подход к подготовке теннисиста принципиально ошибочен. Ведь во время игры на счет спортсмен должен думать в первую очередь, как обыграть соперника, найти бреши в его игре и воспользоваться ими. В этом суть спортивного противостояния. Работа над техникой — это прерогатива тренировочного процесса.
Недавно был задан вопрос нескольким 14 — 15-летним теннисисткам: «На что прежде всего необходимо обращать внимание во время игры на счет?» Три девушки ответили, что внимание надо обращать на мяч, две другие подчеркнули, что надо следить за правильной позицией во время удара, две сказали, что важно следить за правильностью исполнения ударов, но ни одна не отметила, как важно следить за действиями соперницы, за тем, что происходит на другой половине стола. Дальнейшие наводящие вопросы показали, что наставники не считают концентрацию внимания на действиях соперника важнейшей функцией из всех возможных, которой необходимо уделять первостепенное внимание в игре на счет. Я называю такой подход к формированию игрока технократическим. Почти все внимание при обучении настольному теннису уделяется технике ударов. Причем исполнение практически никак не связывается с ситуацией на столе: ни с позицией соперника в момент удара, ни с особенностями действий соперника. Можно сказать, что все внимание теннисист уделяет исполнительскому мастерству в чистом виде, то есть игре на своей половине стола, игре с самим собой. Так построен тренировочный процесс, и даже на соревнованиях тренер с игроком обсуждают в основном ошибки, случившиеся из-за технического брака. Даже когда тренер дает упражнения, связанные с изменением направления удара (пресловутые «треугольники», «восьмерки» и т. п.), эти упражнения никак не привязываются к тактическим задачам, поэтому теннисист не задумывается над тактической подоплекой игры и как игрок, как достойный соперник в соревнованиях не растет. Если подумать, такой подход к обучению приводит к полному выхолащиванию самой сути игры, когда имеет место соперничество двух личностей в умении обыграть друг друга, в противостоянии характеров и т. д. Хорошо, если у игрока есть природная тактическая жилка, иначе формируется абсолютно однобокий теннисист, которого и игроком-то назвать трудно.
Немалая вина за такую однобокость в освоении настольного тенниса лежит на тренере, который не осознает, что как научишь подопечного, так тот и будет играть. И если вся система игры будет ориентирована только на высокую технику без тактической составляющей, то эта недоработка будет мешать, преследовать ученика на протяжении всей карьеры. В значительной степени ситуация усугубляется ранней специализацией, когда 6 - 7-летние «несмышленыши» еще не осознают смысла игры и приоритетом для них кажется попадание мяча на ту сторону и только.
В прежние времена, когда дети знакомились с настольным теннисом во дворе или в пионерлагере, желание обыграть вырабатывалось одним из первых, так как играли, как правило, на счет «на победителя» и выиграть партию было жизненно важно. Сегодняшние новички сразу попадают под жесткую опеку тренера в группе и обучаются игре под его неусыпным контролем и в русле его требований. В Европе, где нет детских спортивных школ, ребенок приходит заниматься настольным теннисом в клуб, в котором нет такой жесткой зарегламентированное™ в занятиях. На начальной стадии он довольно много времени предоставлен самому себе и легко в процессе занятий получает сведения о тактике игры, при этом у него появляется вкус к хитроумному единоборству. Если европейского новичка сравнивать с нашим, доморощенным, то технически на начальном этапе первый, скорее всего, отстает от нашего, но в остальных компонентах игры он гораздо самостоятельней и творчески богаче. А со временем у лучших европейских теннисистов постепенно ликвидируется отставание и в технике, и они оказываются полноценными, гармонично развитыми игроками. Что мы и наблюдаем последние годы.
Итак, существует два пути формирования теннисиста. Один — технократический, когда он обучается игре только на своей половине стола, где абсолютным приоритетом является собственная техника игры. И другой — универсальный, когда он играет с учетом того, что происходит на стороне соперника. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть преимущества и недостатки каждого. Нетрудно представить результат встречи между представителями двух этих путей, если условно технически они на равных. Ведь для успешной карьеры надо вырастить игрока, а не исполнителя более или менее правильных приемов. А ведь не так сложно избежать обсуждаемых проблем. Для этого надо понять и всегда помнить, что техники ударов как отдельно взятого понятия не существует — это условное понятие, техника ударов существует только в сочетании с тактическим смыслом каждого удара. Недаром в советской спортивной науке существовали понятия техникотактическая подготовка и технико-тактические действия как понятия единые.
Итак, при обучении с первых шагов необходимо осваивать технику удара не отстраненно от задач игры, а в сочетании с умением одновременно решать тактическую задачу с помощью этого удара. Для этого тренер должен, во-первых, учить анализировать и оценивать игровую ситуацию, понимать действия соперника и, во-вторых, тренировать исполнение удара по направлению и силе в соответствии с этой ситуацией. Во время соревнований тактика выходит на первый план, и все комментарии тренера при секундировании должны быть посвящены тактическим задачам, учету слабых сторон соперника и психологической поддержке подопечного.
(с) В.В. КОМАНОВ выдержка из книги НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС ГЛАЗАМИ ТРЕНЕРА ПРАКТИКА И МЕТОДИКА.
_________________ Руки ... крылья ... Главное - ноги!
|